Суббота, 27.04.2024
«Гармония Стиля»
Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [170]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Яндекс цитирования
Форма входа
Главная » Статьи » Мои статьи

НАЛОГОВАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЦЕССА

НАЛОГОВАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЦЕССА

Важнейшая функция государства состоит в создании экономической системы, стимулирующей инновационно-производственные процессы в предпринимательских структурах. Создавая определенные льготы предпринимателям в области инноваций, государство поступает как разумный кредитор, вкладывающий средства в очень эффективное мероприятие с коротким сроком окупаемости инвестиций и постоянно возрастающим эффектом. Государственная экономическая система стимулирования инновационной деятельности включает следующие основные подсистемы: финансирования (бюджетного и коммерческого), финансово-кредитную, налоговую и некоторые другие, которые создают привлекательность этого вида деятельности и значительно повышают экономическую устойчивость инновационных предприятий. Ввиду венчурного характера инновационно-инвестиционной деятельности система должна использовать многообразие источников и форм поддержки и применять их дифференцированно, с учетом того, что инновационные и инвестиционные процессы являются следствием как индивидуальной политики каждого предприятия, так и общественных потребностей. Инновационной (внедренческой) считается деятельность по созданию и ис-пользованию интеллектуального продукта, доведению новых оригинальных идей до реализации их в виде готового товара на рынке {3}. К этой деятельности относится, в частности, совокупность или сочетание следующих направлений научно-технических и посреднических работ:

• организация экспертиз, внедрение и тиражирование изобретений, ноу-хау, научно-технических разработок, научных произведений, открытий, промышленных образцов, товарных знаков, коммерческих обозначений и других произведений, на которые распространяются международно признанные права, относящиеся к интеллектуальной собственности в сфере науки и техники, а также создание опытных образцов, проведение опытных испытаний, создание и передача новых образцов техники, технологий и научно-технической документации, подготовка производства;

• проведение научно-исследовательских, проектных, опытно-конструкторских, маркетинговых исследований с целью создания образцов новой техники и технологий;

• патентно-лицензионная деятельность {3}.

В развитых странах принято считать проблемы освоения инновационных технологий первостепенными, поэтому проводятся работы по созданию единой базы данных, концентрации финансов на ключевых направлениях, поддержке малых и средних предприятий, внедряющих у себя инновации. Такие предприятия имеют существенные налоговые льготы, для них создается надлежащий налоговый климат, стимулируется обучение их работников. Таким образом, инновации в развитых странах мирового сообщества являются экономическим двигателем роста этих стран и основой их благополучия. Налоговые меры, примененные в западных странах, оказали довольно сильный стимулирующий эффект, и предприятия отреагировали на уменьшение цены НИОКР увеличением затрат на них. С учетом этих результатов представляется интересным детально проанализировать механизмы, применяемые в различных странах. Наиболее часто применяемой в мире формой особого налогообложения затрат на НИОКР является налоговый кредит, при котором или процент затрат фирмы на НИОКР, или процент дополнительно (например, по сравнению с прошлым годом) затраченных средств на НИОКР могут непосредственно вычитаться из задолженности фирмы по налогу. Упрощенно говоря, цель особого налогообложения затрат на НИОКР состоит в том, чтобы путем снижения фактических предельных издержек на НИОКР активизировать частные усилия в области НИОКР. В Японии, Франции, Великобритании, Италии, Швеции, Корее налоговое законодательство предусматривает возможность стопроцентного вычета из облагаемого налогом дохода сумм, идущих на финансирование текущих издержек по НИОКР и инвестиций на оборудование для НИОКР. В Австралии 150 % затрат на НИОКР могут вычитаться из облагаемого налогом дохода. Широко практикуется создание технопарков, инкубаторов технологий и аналогов им. Привлекательность функционирования фирм в технопарках обеспечивается льготами по аренде земли (до 1/3 против реальной стоимости), бесплатной связью, фактически бесплатной инфраструктурой, возможностью безвозмездно получать в пользование помещения, оборудование на 2-3 года, в течение которых проект должен быть отработан. Значительные средства выделяются государством на трансферты технологий. Для оплаты специалистов предусмотрены кредиты, до 50 % которых — безвозвратные.

Интересной формой поддержки трансферта технологий является система, когда ссуда на создание малого предприятия (беспроцентная) выделяется физическому лицу; это может быть (и часто это именно так) известный, зарекомендовавший себя способным организатором в прошлом, пенсионер. Условием возврата ссуды является успешная реализация проекта. В Бельгии инновационный процесс стимулируется так называемой кластерной политикой: своего рода единение институтов и предприятий. При этом в процесс трансферта технологий вовлекаются и ученые, и студенты. Малым предприятиям, участвующим в инновационном процессе, по федеральному закону налог может снижаться на 110 %. Во Фландрии существует закон об инвестициях, согласно которому бюджетные средства для трансферта технологий привлекаются через университеты и НИИ. Из научно-технического бюджета до 150 млн евро предусматриваются на продвижение результатов в промышленность. Стимулами инновациям в компаниях являются и беспроцентные кредиты, и субсидии, размер которых может достигать 25 % стоимости. Научно-техническая деятельность в Российской Федерации характеризуется резким спадом на фоне развития инноваций в мировом сообществе. Имея очевидные конкурентные преимущества, состоящие не только в природных богатствах и многоотраслевой промышленности, но и в имеющемся научно-техническом потенциале и квалифицированных кадрах, располагая крупной научной базой (12 % от числа ученых во всем мире), на мировом рынке гражданской наукоемкой продукции доля России оценивается лишь в 0,3 %, в то время как доля США составляет 36 %, Японии - 30 % {1}. Учитывая вышеперечисленные факты, можно сделать вывод, что если государство не изменит своего декларативного подхода к проблеме инноваций, не разработает программы с реальными источниками бюджетного и внебюджетного финансирования, не создаст правовое (в том числе налоговое) поле инноваций и механизмы его реализации, то Россия рискует через несколько лет потерять весь научно-технологический потенциал и попасть в зависимость от внешних технологий.

Категория: Мои статьи | Добавил: Inf420 (06.02.2019)
Просмотров: 307 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz